Встречаем Новый год. История праздника

История встречи Нового года насчитывает, по меньшей мере, 25 веков.

Обычай этот впервые родился в Месопотамии (ее центры Шумер, Вавилон, Ассирия ). Именно здесь, по мнению ученых, впервые (в третьем тысячелетии) стали праздновать Новый год.

Все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. В течение 12 дней шествиями, карнавалами, маскарадами и было ознаменовано это событие - наступление времени побед светлого бога Мардука над силами разрушения и смерти.

Учеными доказано, что иудеи, находившиеся в вавилонском плену (во время правления Навуходоносора) позаимствовали этот сюжет и внесли его в Библию.

От иудеев традиция новогоднего празднования, заимствованная ими, как вы знаете, у вавилонян, перешла к грекам, а через них - к народам Западной Европы.

В основном празднование Нового года у древних народов совпадало с началом возрождения природы и приурочено, как правило, к марту.

Март у древних римлян считался первым месяцем, потому что в это время начинались полевые работы. Год длился 304 дня и состоял из десяти месяцев, которые не имели названий и обозначались порядковыми номерами. Примерно к концу VIII в. до н. э. некоторые месяцы получили свои названия и практически без изменений дошли до наших дней:

  • мартиус (Martius) - первый месяц года в честь бога войны Марса
  • априлис (Aprilis) - второй месяц года. Это слово происходит от латинского «aperire», что значит «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях.
  • Третий месяц был посвящен богине Майе — матери бога Гермеса (Меркурия) — и получил название майус (Majus),
  • четвертый в честь богини Юноны, супруги Юпитера, был назван юниус (Junius).

Так появились названия месяцев марта, апреля, мая и июня. Последующие месяцы продолжали сохранять свои числовые обозначения:

  • Квинтилис (Quintilis) - «пятый»
  • Секстилис (Sextilis) - «шестой»
  • Септембер (September) - «седьмой»
  • Октобер (Oktober) - «восьмой»
  • Новембер (November) - «девятый»
  • Децомбер (December) - «десятый»

Календарь, по которому Новый год начинался 1 января, первым ввел римский император Юлий Цезарь в 45 г. до н.э. Побывав в Египте, Цезарь познакомился с календарем египтян, который состоял из 365 дней и делился на 12 месяцев. 

Как истинный реформатор Цезарь немедленно отдал приказ о создании нового календаря, поручив это группе александрийских ученых во главе с Созигеном.

тогда же были добавлены месяцы:

  • январь (Januarius) - в честь двуликого бога Януса (рис. 10), у которого одно лицо было обращено вперед, а другое — назад: он мог одновременно созерцать прошедшее и предвидеть будущее.
  • февраль - название второго нового месяца, происходит от латинского слова «februarius», что значит «очищение» и связано с обрядом очищения, отмечавшимся ежегодно 15 февраля. Этот месяц посвящался богу подземного царства Фебруусу.

Но Сенат, учитывая заслуги Юлия Цезаря и в последствии императора Августа, переименовал два месяца квинтилис и секстилис соответственно в июль и август. Названия остальных месяцев дошли до нас без изменений.

Юлий Цезарь сделал все нечетные месяцы длиной в 31 день все четные-30 дней (с февралем в 29 дней в високосный год). Здесь не обошлось без причуд августейших особ: император Август никак не захотел смириться с мыслью, что "его" месяц будет на день короче, чем "цезарев" и надо заметить, что в древнем Риме нечетные числа считались счастливее четных. Поэтому он и удалил день из февраля и сдвинул длины остальных месяцев так, чтобы август получил 31 день.  

Римляне на 1 января приносили жертвы Янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая его благоприятным днём. Тогда же вошло в традицию делать друг другу поздравления и подарки, особенно должностным лицам. Вначале одаривали друг друга плодами, оклеенными позолотой, финиками и винными ягодами, затем медными монетами и даже ценными подарками, (последнее практиковалось только среди богатых людей). Преимущественным правом быть одариваемыми пользовались патриции. Каждый клиент должен был приподнести своему патрону в день Нового года подарок. Этот обычай сделался впоследствии обязательным для всех жителей Рима...

Спустя 16 веков "старый" юлианский стиль был изменен на "новый", который установил папа Григорий XIII. Связано это было с ошибками, накопившимися за столетия. В новом календаре счет передвинулся на 10 суток вперед.

Названный его именем Юлианский календарь начал распространяться по Европе. Испания перешла с 1556 г., Дания и Швеция - с 1559 г., Франция - с 1563 г (по указу короля Карла IX), Нидерланды - с 1575 г., Шотландия - с 1600 г., Германия - с 1691 г., Венеция - с 1797 г. В документах папской канцелярии начало года совмещено с 1 января начиная с 1691 г.

Консервативная Англия ждала до 1751 г., а затем "одним выстрелом убила двух зайцев" - исправила календарь и перенесла начало 1752 г. с 25 марта на 1 января.

В 1492 году (в исчислении от Рождества Христова) Великий князь Иоанн Васильевич Третий окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года - 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины, различные оброки и т.д. Для придания наибольшей торжественности этому дню сам Царь накануне являлся в Кремль, где каждый, простолюдин или знатный боярин, в это время мог подходить к нему и искать непосредственно у него правды и милости. Первообразом той церковной церемонии, с какой проходило на Руси празднование сентябрьского новолетия, служило празднование его в Византии, установленное Константином Великим.

К началу царствования Петра Великого в России был год 7207 (от сотворения мира), а в Европе 1699 (от Рождества Христова). Россия начинала устанавливать связи с Европой и такая разница во времени очень мешала. Но с этим было покончено.

15 декабря 1699 года Царь Петр издал указ - отмечать Новый год не со дня сотворения мира, а с Рождества Христова. В Указе говорилось, что "по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым Годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же"

Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер.

Читать далее:
Традиции встречи Нового года на Руси
Традиции других стран и народов
Ритуалы на Новый год